Гжель вчера, сегодня, завтра...
Гжель — один из центров российских народных промыслов, славится она производством керамики. Название промысла происходит от района Подмосковья, где издавна население деревень занималось изготовлением гончарной посуды, черепицы, изразцов. Этот район состоит из 27 деревень, объединенных в «Гжельский куст» . Располагается этот район в 60 километрах от Москвы, в Раменском районе Московской области.
Гжель занимает одно из первых мест среди народных промыслов, по масштабам производства это самый крупный керамический промысел.
История промысла
История промысла прослеживается с середины XVII века. Именно тогда промысел официально был признан производителем керамической продукции высокого качества. Гжель тогда славилась своими глинами. По указу царя Алексея Михайловича гжельскую глину стали доставлять в Москву «на аптекарские дела» . Чистая, без примесей гжельская глина использовалась тогда для посуды, в которой смешивались лекарства. Также Гжель делала обычные для того времени изделия: гончарную посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, примитивные детские игрушки.
С середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, разновидность керамики с использованием разноцветной эмали. К 1812 году в Гжели было уже около 25 заводов, выпускающих посуду. Самые популярные из них находились в деревне Кузяево. Кроме посуды выпускались игрушки и статуэтки в виде птиц, зверей, на темы русского быта. Миниатюры расписывались синей, желтой, лиловой красками в коричневых контурах, основными мотивами росписи были растительные орнаменты.
В начале 1800-х годов были найдены светлая серая глина и состав белой фаянсовой массы, русский ученый Д.И.Виноградов открыл состав фарфоровой массы. Сначала возникло производство полуфаянса, изделия из которого, правда, были грубыми и хрупкими. Чуть позже появился первый фарфоровый завод Павла Куликова, от которого и пошло фарфоровое производство Гжели. Со второй половины 20-х годов уже многие изделия расписывали только синей краской.
Период наивысших художественных достижений гжельского промысла приходится на вторую четверть XIX века. Мастера постоянно совершенствовали состав белой массы, и в результате получали все более тонкий фаянс и фарфор. Появлялись новые виды продукции: молочники, масленки, чашки и чайницы, подсвечники, чернильницы, сервизы, вазы, скульптура. Изделия украшались золотом, все еще активно использовалась многоцветная кистевая роспись. Промысел сохранял народные традиции росписи, мотивы и сюжеты из обычной жизни, чем выгодно отличался от конкурентов – других крупных фарфоровых заводов.
Но с середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок и закрываются. Крупные заводы с «механическим» декорированием фарфора (например, печать) теснят промысел, ведь они предлагают рынку более дешевые изделия. Производство сосредотачивается в руках выходцев из Гжели Кузнецовых. После революции их заводы были национализированы. В росписи преобладает сдержанная цветовая гамма - сочетание белого фарфора и синего кобальта.
Восстановление промысла началось только с середины ХХ века. Создаются артели мастеров художественной керамики. Со второй половины 1940-х годов традиции Гжели возрождаются благодаря ученому А.Б.Салтыкову и талантливой художнице Н.И.Бессарабовой. Создавались простые и широко применяющиеся в быту предметы, а синяя кобальтовая роспись делало каждый из них необычным и красивым. К началу 1980-х годов гжельский фарфор получил признание как у нас в стране, так и за рубежом. Среди высокопоставленных поклонников Гжели были Р.М.Горбачева и Н.И.Ельцина, которые содействовали развитию промысла.
Гжель сегодня
Сегодня народный промысел представляет ЗАО «Объединение Гжель», а также творческое объединение «Гжель-Малахит». Ранее «Гжель-Малахит» являлось творческой группой предприятия ЗАО «Объединение Гжель», теперь это самостоятельное производство, которое, тем не менее, сохраняет традиции народного промысла, привнося в него особую изюминку. На гжельских предприятиях ведется постоянная работа по усовершенствованию технологий производства, благодаря чему возможно создание самых сложных и изящных форм. Но как и прежде художники расписывают фарфор только вручную, что придает всем изделиям – начиная от уникального художественного фарфора, заканчивая массовой тиражной продукцией – уникальный характер. В мотивах росписи все также преобладают растительные орнаменты, листья, декоративные цветы, простые геометрические формы, в скульптурах и статуэтках используются простые бытовые сюжеты и сюжеты из классических русских литературных произведений.
Также не исчезла и традиционная майолика. Различные предметы сервировки и сувенирные скульптуры, расписанные разноцветными эмалевыми красками, с немного упрощенными рисунками и нарочито грубоватые, привлекают внимание и вызывают улыбку, в них особенно сильно чувствуется дух и традиция народного творчества.
Немного о технологии
В двух словах – технология представляет из себя следующую последовательность действий.
Сначала мастера-модельщики по эскизам художников вытачивают на специальных станках гипсовые модели будущих изделий. Поверхность гипсовой заготовки обрабатывается резцами, после чего изготавливается форма для отливки.
Потом литейщик заливает в форму шликер – жидкую фарфоровую массу. Шликер постепенно затвердевает и принимает нужные очертания.
Изделия расписываются вручную окись кобальта, который после обжига в печи становится насыщенного синего цвета.